Что же ждет нас на Страшном суде? Господь знает немощь нашего естества, наших душ, слабость, боязливость, малодушие – нас, людей. Это нам не оправдание, надо все равно подвизаться. Но Господь-то ведает это всё, все наши возможности. И вот сегодняшнее Евангелие дает нам ключ к тому, каким еще образом грешный, несчастный человек, который очень тяжело справляется со своими пристрастиями, может заслужить прощение Божие и увидеть Бога. Милосердие. Милосердие, как говорят святые отцы, превозносится над судом, потому что милосердие – это любовь к людям, это любовь к Богу. Если человек милосерд — искренне милосерд или стремится к милосердию — значит, он стремится к Богу, значит, он приоткрывает свою душу к любви, значит, он, что самое важное, становится образом и подобием Божиим, потому что Он милосерд как мать и как отец.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Последняя неделя перед Великим Постом начинается евангельским чтением о Страшном Суде. Церковь Христова, все ближе подводя нас к особому покаянному времени года, напоминает нам о том, чего не минет никто из нас, о том главном завершающем событии, которое произойдет в конце времен, когда Сын Человеческий придет судить живых и мертвых (1Пет.4:5).

Два суда ожидает душу человека после его смерти. Первый суд – частный, после разлучения души от тела. В это время еще возможно смягчение тяжкого состояния души молитвой Церкви, молитвой живых, их милостыней и любовью. После этого суда душа ожидает Суда главного, который будет окончательным, при втором пришествии Спасителя. Именно об этом Суде сегодняшнее евангельское чтение.

Нам описывается страшная картина, когда Сын Человеческий, придя во славе Своей (Мф.25:31-46) судит все народы и отделяет овец от козлов, праведников от грешников. Нет ничего более страшного для души человека, чем оказаться по левую сторону от Престола Божия, потому как там «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Мы не знаем, по какую сторону поставит нас Господь, это только в Его ведении и Его власти. Но мы должны ясно представлять себе, что ответ будем держать за каждое плохое слово, за каждый дурной поступок. Все будет взвешено на весах правосудия Божия. Вот как пишет об этом преподобный Ефрем Сирин: «именно те, который соблюли заповеди Господни, которые милосердны, нищелюбивы, сиротолюбивы, странноприимны, одевают нагих, посещают заключенных … больных, плачут ныне, как сказал Господь, обнищали ныне ради богатства, собладаемого на небесах, прощают прегрешения братиям, соблюли печать веры несокрушенною и чистою от всякой ереси. Сих поставит Господь одесную. А козлищ – ошуюю, а именно тех, которые бесплодны, прогневали доброго Пастыря … высокомерны, невежественны, которые в настоящее время покаяния, как козлища, играют и нежатся которые все время жизни своей иждивают в объедении, пьянстве и жестокосердии, подобно тому богачу, который никогда не оказывал жалости к бедному Лазарю» («Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа»).

Как страшна участь грешников, ибо «пойдут они в муку вечную», и как сладка участь праведников, потому что они наследуют «жизнь вечную» (Мф.25:46). Когда Страшный Суд будет происходить, уже не будет времени для покаяния, для исправления. Тогда душа грешника будет в страшном томлении осознавать, что ей самой нет места среди праведников. Она будет видеть их, понимать, что им уготована участь добрая, но ей самой уже никогда не попасть по другую сторону, и от этого ее муки будут сильнее. Тогда мы поймем, что все, что мы собирали в этом мире, на самом деле ничто. Где те богатства, за которыми мы так гнались? Где те друзья, которых мы так берегли? Какую пользу мы приобрели, живя на земле и совсем не думая, что придет день и час, когда все это не защитит нас от гнева Божия, потому что мы жили во грехе и безверии?

Как сказано в сегодняшнем евангельском чтении, Господь будет нас судить не за то, что мы были маловерны, не за то, что мы не постились, не за то, что мы не молились. Даже ни слова не сказано о том, что суд этот будет произведен над теми, кто вообще не верил в Господа. Господь спросит нас тогда: «А был ли ты человеком?». Был ли ты добр и милосерден, был ли ты сострадателен, справедлив, смиренен, милостив? Если ты видел нуждающегося – помог ли ты ему: одел его, накормил его, посетил его в больнице или в заточении? Что ты сделал для близкого? Оставил ли ты след на земле своей добротой? Вот оказывается, что для Господа главное!

Апостол Петр сказал следующие слова: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:8-10). Нам следует иметь любовь между собою, потому как Сам Господь есть Любовь. И как раз за отсутствие этой любви и будут судимы грешники, потому что они не сделали для ближнего ничего. А если не сделали для ближнего, значит не сделали и для Бога. Раннехристианский философ Ориген писал: «Кто из читающих Евангелие не знает, что Христос сделал Своими все страдания человеческие? Разве Сам Христос не заявляет, что страждет в каждом из болящих, со всеми, кто лишен одежды и крова? что Он терпит голод и жажду вместе с людьми?» («О молитве»). В сегодняшней притче как раз об этом говорит Господь, отвечая на вопрос праведников, где же могли они встретить Его в своей жизни: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Несмотря на страшную картину, описанную в притче, в ней же нам дается и ответ на извечный вопрос человека – как спасти свою душу. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь» (Мк.13:33), сказано в Евангелии, потому что не известно, когда настанет время Страшного Суда. Мы, подобно десяти девам (Мф.25:1-13), должны иметь светильники своего сердца полными елея молитвы, смирения и покаяния, чтобы быть готовыми к приходу Господа и не остаться вне дверей Царствия Божия. Мы должны идти по жизни путем покаяния, молитвы, духовной нищеты, милосердия, сочувствия и соучастия в делах ближних. Путь этот, по словам преподобного Ефрема Сирина, «есть жизнь… Скорбно шествование по этому пути, но блаженно упокоение» («Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа»).

Не будем же, дорогие, отчаиваться в спасении своей души. Для каждого из нас звучит призыв Господа к принятию Святых Христовых Таин; для каждого из нас раскрыты двери храмов; на каждого из нас изливается благодать Божия через Таинства Святой Церкви; для каждого из нас Господом заповедано второе Крещение – Таинство Исповеди, покаяние. Только будем людьми, как любил говорить почивший Святейший Патриарх Сербский Павел, людьми любящими, людьми кающимися, людьми милосердными.

Закончить я хотел бы словами преподобного Ефрема Сирина: «Потому и мы, братья мои, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы? – Покаемся. Тысячекратно согрешили? – Тысячекратно принесем покаяние. Бог радуется о всяком добром деле, преимущественно же о душе кающейся, весь преклоняется к ней, приемлет ее собственными руками и призывает, говоря: «Приидите ко Мне вси труждающиися» (Мф.11:28), – потому что грядущего «ко Мне не изжену вон» (Ин.6:37). «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» в горнем граде, где все святые Мои упокоеваются в великой радости… «Блажени плачущии» (Мф.5:4), – плачьте, приносите покаяние, обратитесь ко Мне, – «и Аз упокою вы» там, где нет ни труда, ни слез, ни заботы, ни попечения, ни сетования. Обратитесь, сыны человеческие, – «и Аз упокою вы» там, где «несть мужеский пол, ни женский», где нет ни диавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни ссоры, ни рвения, но радость и мир, упокоение и восторг» («Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Аминь.

Иеромонах Антонин (Напольских)