Согласно «Саратовской летописи», опубликованной членами «Саратовского Общества вспомоществования нуждающимся литераторам» в сборнике 1893 года, об этом месте под 1761 годом приведена запись, извлечённая из семейного архива дворянина А.И. Шахматова о переименовании Четверосвятского мужского монастыря в Спасский. «У него было два двора: один двор за городом, за Московскими воротами, при часовне (теперь Киновия) для проезда монастырским людям, а другой двор при речке Увековке от города Саратова в 7 верстах  (здесь и далее орфография и пунктуация документов сохранена – В.И.Д.)» [1]. «Саратовская летопись» указывает также и год основания церкви во имя Страстей Господних (Киновия) — 1860-й [2]. Но надо отметить, что «Справочная книга Саратовской епархии», выпущенная в  1912 году, даёт другую дату – 1866 год: «Храм Киновии, находящийся на Полицейской улице (ныне ул. Октябрьская) г. Саратова, устроен в 1866 г. при Епископе Иоанникии II. Храм двухпрестольный: главный престол во имя Страстей Господних, придел во имя иконы Божией Матери Иверской»» [3].

Исследователь церковного строительства В.П. Соколов приводит такие данные: «203 (т. е. 7203 или 1695) году октября в 13 день. По указу преосвященного Савватия митрополита астраханского и терского и по Грамате, саратовского новопостроеного дубенскаго (по фамилии старца) монастыря Архимандрит Иосиф, взяв с собою саратовския соборные церкви попов и диаконов, описал саратовскую соборную церковь саратовскому новопоставленному протопопу Григорию Спиридонову, что велено ему протопопу по архиерейскому благословению у тои церкви быть протопопом и кто именно в то время были соборныя церкви попов и диаконов и что описано в той соборной церкви  святых икон и книг и риз и всякия церковныя утвари и всяких церковных заводов, и то писано в сию книгу порознь по статьям». В одной из этих статей сказано, что «соборная каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы крыта лубьем да драньем…», что «в трапезе печь обращатая» (похожая на образ), что «у тои же церкви колокольня на столбах, большой колокол 30 три пуда, два колокола по осми пуд, да колокол три пуда, да два колокола пять пуд»; что «От великаго государя приписана (к собору) часовня за московскими вороты»;

Рисунок 1 большойчто «часовня брусяная сосновая, а кругом тое часовни перилы в косяк забраны, а перед нею срублен рундук (вход) бревенной сосновый, а наверху на паперти на крышке во главе нерукотворенный спасов образ писан на краске за слюдой», и что к собору приписаны кирпичные сараи (сараи для производства кирпича): «Да у тое ж соборнои часовни за городом кирпичныя сараи, а у тех сараев изба сосновая ветхая, крыта лубьем, перед ней шалаш лубяной ж, а мерою тех сараев сто сажен, из етаго числа крытаго сараю лубьем двенадцать сажен, а некрытаго восемьдесят восемь сажен» [4].

Ещё одна информация относится к концу царствования Петра I-го, когда «была выстроена за городом небольшая часовня, которая с расширением Саратова давно уже оказалась внутри города и в 60-х годах нынешнего столетия (XIX-го) переделана в довольно красивую и поместительную церковь (киновия). По преданию, часовня эта основана по случаю чудесного обретения на развалинах прежняго Саратова животворящего креста, который и  поныне находится в киновии» [5].

В Государственном архиве Саратовской области (ГАСО) в фонде Саратовской Городской Думы отложилось дело за 1810 год под названием  «Дело о сдаче с торгов мест против белой часовни на Горянской площади», что также подтверждает наличие часовни в начале XIX-го века, но на плане Саратова 1810 года она, конечно, не указана [6].

Рисунок 2О животворящем кресте упоминали также и другие источники. Например, в 1843 году: «Крест в часовне, находящейся при Монастырском подворье. Часовня эта, как говорит предание, существовала в Саратове со времени основания города на том берегу Волги, именно с 591 года, за городом, у большой Московской дороги. Она значится в описи 1697 года, сделанной архимандритом Иосифом, по указу Астраханского Митрополита Сампсона. В ней хранится между прочего Святыня огромный деревянный Крест с изображением распятия Иисуса Христа. Предание говорит, что этот Крест принесен в новый Саратов из старого, следовательно назад тому около 242 лет; что за Волгою, в некотором пустынном месте, близ речки Саратовки, он найден Калмыками, кои известили о нем Русских, а сии взяли его, принесли в город и поставили в часовню. Стиль изображения Распятия весьма древний» [8].

В отношении основания Саратова на том берегу уже вроде бы давно всё ясно.

Рисунок 3

А.А.Росницкий в 1843 году написал статью «Кладбища в Саратове», опубликованную с дополнениями краеведом А.Н.Минхом в 1881 году, в которой высказал предположение, что место Горянской (Михаило-Архангельской) площади (ныне квартал, ограниченный улицами Соляной, Октябрьской, Челюскинцев и Вознесенской) с давних лет было общим кладбищем, «было вне города, за валом, и тут же был лес. Здесь была деревянная церковь, которая при постройке каменной продана в село Озерки, и деревянная монастырская часовня, в которой помещен был большой деревянный крест, пред которым совершались панихиды» [10].

Саратовские краеведы XIX-го века считали, что «От этой часовни одна из Саратовских улиц получила название Часовенной. В настоящее время на месте этой часовни стоит церковь во имя страстей Господних (Киновия), построенная в 1860 году» [11]

Ещё одна цитата: «За крепостным валом у Московской заставы, говорит предание, выбивался из-под почвы ключ весьма прозрачной холодной воды. Над ним, как обыкновенно требует того известная черта благочестия русского народа, поставлена была часовня, перестроенная впоследствии (в 1827 г.) в небольшую каменную церковь, известную теперь под названием Киновия. В ней находится замечательная по своей древности святыня – Животворящий крест (выделено в тексте), очень больших размеров, с изображением распятия И.Христа. В народе живет предание, что этот крест принесен в новый Саратов из старого назад тому лет 250, и что он за Волгою обретен в каком-то пустынном месте, близ речки Саратовки…» [12].

В этой информации, данной «Саратовскими Епархиальными Ведомостями», указанный год перестройки церкви основан опять лишь на преданиях.

2-го июня 1847 года на запрос Русского Географического общества о древних церквах дал ответ настоятель Саратовского мужского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Спиридон: «…монастырь имеет в гор. Саратове, на Горянской площади, близ церкви св. Архистратига Михаила подворье, на котором устроена небольшая церковь, каменная, во имя Воздвижения Честнаго Креста. Эта церковь сделана из часовни, которая существовала, как говорит предание, со времени перенесения Саратова с левого берега р. Волги. Прежде она была за городом, у Московской дороги, деревянная, в 1772 г. вновь перестроена, с увеличением города стала внутри его. Во время пожаров в Саратове в 1757 г. 3 июля, 1774 г. 13 мая, 1811 г. 21 июня чудесно сохранилась, между тем, как все ближайшие строения вокруг ея каждый раз делались добычей пламени. В ней хранится, между прочею святыней, огромный Животворящий Крест, с Распятием Иисуса Христа. Предание говорит, что этот крест перенесли в новый Саратов из старого… что за Волгой, в некотором пустынном месте, близ речки Саратовки, он обретен калмыками, кои известили о нем русских, а сии взяли его, принесли в город и поставили в часовне. Стиль изображения распятия и доселе нисколько не повредился, весьма древний. Прежде, во время крестных ходов, перед сим крестом совершалась лития. И ныне жители города Саратова имеют полное благоговение к этой святыне. В 1827 г. по благословению Преосвященного Иринея, епископа Пензенского и Саратовского, вместо деревянной часовни построена каменная иждивением саратовских купцов Пулькиных, а по благословению епископа Саратовского и Царицынского обращена в церковь и освящена» [13].

Рисунок 4Согласно «Главной описи церковного  имущества при подворье Спасо-Преображенского монастыря» за 1853 год, там  уже существовала каменная однопрестольная теплая церковь, поименованная как Крестовоздвиженская, с четырьмя окнами в железных решетках и двумя входами. Под церковью был подвал с деревянным входом. Размерами церковь была действительно небольшой: 5 сажень и 5 четвертей с тремя вершками, шириной 4 сажени с одной четвертью аршина (11,5 м х 8,7 м). Высота составляла (с куполом) 2 сажени с аршином (5 м). Алтарь и купол «раскрашены живописью». Рядом с алтарём находилась ризница. Колокольни у церкви не было. Восемь колоколов, из которых самый крупный весом в 42 пуда, были подвешены «на особо устроенных столбах». Освящение церкви состоялось 14-го декабря 1838 года по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова) и провёл церемонию иеромонах Палладий [14].

Рисунок 5Фотографом Веркмейстером, работавшим в Саратове с 1854 года, была выпущена литография с рисунком панорамы Саратова, на которой изображено, весьма условно, здание церкви: «… сохранились считанные экземпляры литографии «Саратов», выполненной одним из братьев Векмейстеров (в Саратове работали два брата Веркмейстеров – В.И.Д.). Как гласит надпись на французском языке, это «рисунки с натуры». В центре листа большое изображение панорамы  города Саратова с Соколовой горы <…> В манере под готику воспроизведены и здания» [15].

 В середине литографии изображена Горянская площадь, на которой, по линии Полицейской (Октябрьской) улицы, от Московской до улицы Часовенной (Челюскинцев) изображён ряд зданий, практически все они дошли до нашего времени. Среди них есть и изображение Крестовоздвиженской церкви. Небольшая, почти квадратная в плане, с пирамидальной крышей, она стоит по красной линии улицы Полицейской.

В  1853 году саратовский дворянин А.Н.Минх начал вести тетрадь под названием «Записки Александра Николаевича Минха с 1853 до 1890 года», в которой первый очерк он назвал «Саратов и его жизнь в 1853 году».

Рисунок 6К очерку была приложена выполненная им лично рукописная карта Саратова, на которой, среди прочих церквей, была условно изображена и Крестовоздвиженская церковь на краю Горянской площади [16].

Через 10 лет, в «Книге для писания главной и дополнительных описей Спасо-Преображенского монастыря», выданной из Саратовской Духовной Консистории 21.12.1862 года, о Крестовоздвиженской церкви «на монастырском подворье, что в Саратове» сведения 1853 года практически повторились, можно лишь добавить, что никакого большого креста по описи в церкви уже не значилось, а отмечен лишь «По правую сторону иконы, находящейся на горнем месте, запрестольный крест Распятия Господня в серебряной ризе», да вверху Тайной вечери – «маломерный крест с предстоящими  лицами» [17]. То есть, имевшиеся в церкви кресты вовсе не поражали своими размерами. Забегая вперёд, добавим, что Чрезвычайная Губернская Комиссия по изъятию церковных ценностей, из-за поразившего Поволжье голода, произвела опись и изъятие ценных предметов «из Киновийского храма» 24-го апреля 1922 года. И в этой описи описаны просто два запрестольных креста в алтарной части храма [18].

Рисунок 7Таким образом, дата перестройки деревянной церкви в каменную, освящённую во имя Воздвижения святого Креста (Крестовоздвиженская, Крестовая), определяется, согласно церковной описи 1853 года, 1838-м годом. Упоминаемые различными источниками 1860-е годы, возможно, отразили ещё какую-то перестройку или капитальный ремонт церкви с её переосвящением во имя Страстей Господних. Возможно, здесь сыграл свою роль тот факт, что в  начале июня 1861 года саратовский мещанин Николай Азаров подал прошение о дозволении «ему по представленному плану устроить на Монастырском подворье, на месте молитвенного дома, здание для церкви о 3-х престолах и выдать ему книгу для сбора пожертвований <…> надо поднять потолки и колокола надо вывести на большую колокольню, так как они помещаются в недостроенном здании» [19]. Святейший Синод отклонил эту просьбу, видимо посчитав, что, не имея средств, задумывать дело негоже. Нам же понятно, что речь шла о предполагаемой перестройке небольшой и низкой существующей церкви, не имеющей колокольни.  Исторически же церковь всё время находилась на одном дворовом месте подворья Спасо-Преображенского монастыря (Архиерейского подворья), ныне – улица Октябрьская, 41.

Опись церковного имущества 1862 года показывает Крестовоздвиженскую церковь «на Монастырском подворье, что в Саратове <…> в Киновии, каменная, одноглавая, престол один, теплая, покрыта железом, входов имеет два, окон четыре, решотки железные; с левой стороны алтаря ризница, под церковью каменный с деревянным входом подвал. Колокольни не имеется, колокола висят на особо устроенных  столбах.Рисунок 8
Всех количеством 10: 42 пуда;  18 пудов и 19 фунтов; 5 пуд. и 24 ф.; 2 п. и 20 ф.; 1 п. и 36 ½ ф.; 1 п. и 24 ½ ф.; 1 п. и 19 ф.; 39 ф.; 26 ф.; 23 ½ ф. <>

Алтари.

В церкви Крестовоздвиженской на горнем месте икона Христа Спасителя, изображение на стене, на Спасителе венец сребропозлащеный, в коем весу 49 золотников (84 пробы). По правую и левую стороны 4 лика святых.
По правую сторону иконы,  находящиеся на горнем месте, запрестольный крест Распятия Господня в серебряной ризе (о размере ничего не сказано – В.И.Д.).
По левую сторону икона Божия Матерь Владимирская в серебряной ризе.

Иконостас в Крестовоздвиженской церкви.

Иконостас выкрашен белою краскою с резьбой, рамы позлащены на полименте, в нем Святые иконы:
Местная икона Господа нашего Иисуса Христа в ризе апплике, с серебряным венцом.
Другая местная икона Божией Матери с предвечным младенцем в такой же  ризе апплике и с таковым же серебряным венцом, в коих трех, весу 1 фунт и 42 золотника.
Храмовая икона Воздвижения Животворящего Креста Господня в ризе апплике.
Икона Святителя и Чудотворца Николая в ризе апплике с меднопозлащеным венцом. Все 4 иконы в окрашенных киотах за стеклами, а мерою каждая из них в вышину аршин и 9 вершков, а в ширину ¾ без вершка. Над первыми двумя из них овальные образы Рождества Христова и Преблагословенной Девы Марии в ризе серебряной (84 пробы); и над последними знаки Ветхого и Нового Завета резные позлащенные на полименте.
На Царских вратах 6 икон: Божией Матери, Архангела Гавриила (овальные) и 4-х евангелистов (4-х угольные).
Над Царскими вратами в среднем ярусе изображение Святого Духа в позлащенном сиянии, выше сего образ Тайной Вечери (около аршина шириною), на коем риза апплике посеребряная в раме. Вверху Тайной вечери – маломерный крест с предстоящими лицами: на всех этих изображениях 17 серебряных венчиков, из коих 4 позлащены, весу во всех их 26 золотников.
На северных и южных дверях иконостаса изображение Ангела Ветхой и Новой благодати» [21].

Рисунок 9Нашлось объяснение и дата, приведённые в «Справочной книге Саратовской епархии на 1912 год». В 1866 году газета сообщила, что  киновия – «совершенно обновлена и значительно распространена так, что в ней <…> будет размещаться до 1000 человек» [22]. Через месяц газета  дополнила своё сообщение:  «В воскресенье 30 сего января в Киновии будет освящен придельный храм во имя Иверской Божией Матери. Освящение сие и накануне всенощное бдение предполагает совершить Его Преосвященство Преосвященный Иоанникий, Епископ Саратовский и Царицынский» [23].  «Саратовские Епархиальные Ведомости» также поместили сообщение об освящении вновь устроенного храма (придела) в церкви [24].

Рисунок 10Отчасти это подтверждается сообщением местной газеты в 1888 году: «Епископ Павел собирается построить в Саратове храм во имя кн. Владимира (в память 900-летия крещения на Руси). За 25 лет в Саратове выстроена лишь Маминская (Владимирская – В.И.Д.) и перестроены Покровская на Горах, Красный Крест и Киновия (выделено мной – В.И.Д.)» [25].

По показанному выше плану городского квартала 1856 года видны особенности дворового места архиерейского подворья, которые были таковы, что расширить церковь можно было лишь вглубь его, поэтому фасад со стороны Полицейской улицы остался в тех же размерах.

Изображение перестроенной церкви в квартальной застройке вскоре появилось и на фотографии, но снова на панораме Саратова.

Рисунок 11

В конце 1870-х годов расширенную киновийскую церковь обмерил и составил на неё чертежи саратовский архитектор Михаил Николаевич Грудистов (1839—19.02.1914), младший архитектор Строительного отделения Губернского Правления, изготовивший и подаривший тогдашнему саратовскому губернатору М.Н.Галкину-Враскому «Атлас православных церквей Саратова, снятых с натуры» [26].

Из отчётных ведомостей саратовской Духовной консистории за 1890 год видно, что при Киновии числилось: монахов — 10, послушников – 11 [27].

В Саратове славилась своими пожертвованиями бездетная вдова купца Дарья Семёновна Поздеева. Вот примеры: в 1890 году Дарья Семёновна пожертвовала на Киновийскую церковь и на священные предметы 3374 руб. 69 коп. — из отчётных ведомостей саратовской Духовной консистории за 1890 год [28]. И в том же году ещё пожертвование на возобновление иконостаса в Киновийскую церковь 3575 руб., на приобретение ризы — 750 руб., на кафедру, кресло, табуреты — 85 рублей. Всего 4410 рублей [29].

Рисунок 12И впоследствии киновийскую церковь не обходили вниманием саратовские благотворители, в том числе и купцы. Пожертвования иногда доходили до нескольких тысяч рублей: «Иеромонах Киновийской церкви Евстратий пожертвовал на возобновление иконостаса в названной церкви 1283 руб., на устройство свечного ящика и возвышенного помоста под ним 130 руб., на устройство железной решотки амвона 129 руб., а всего 1542 руб.
Саратовский купец Иван Герасимович Кузнецов пожертвовал на покупку золота для золочения иконостаса той же церкви 329 руб. 70 коп. и на покупку новых металлических хоругвей 215 руб., а всего 544 руб. 70 коп.
Саратовские купцы Иосиф и Димитрий Михайловы Курашевы пожертвовали на написание новых икон и священных изображений в той же церкви 220 руб. — и воздухи, на сумму 70 руб.» [30].

Время было неумолимо и иногда требовалась даже замена колоколов, о чём сообщал епархиальный  журнал в 1903 году: «После ранней литургии, 20 июля, с колокольни Киновийской церкви снят для переливки самый большой из старых колоколов. Снятие колокола сопровождалось известной церемонией. Многие из бывших на богослужении пожертвовали посильные лепты на переливку колокола» [31].

 «3 августа… вечером того же числа пред вечернею Его Преосвященством освящен новый большой колокол на колокольню при Киновийской церкви. После освящения Его Преосвященством сказано слово, о значении этого церковного предмета в православных храмах» [32].

В советское время церковь была отделена от государства. Наступивший голод 1921 года заставил государство начать изъятие ценностей, в том числе и в церквях. 24-го апреля 1922 года Комиссия по изъятию церковных ценностей обследовала двухпрестольный Киновийский храм. Штат храма  на тот момент представляли два священника и один диакон, а в наличии в храме было следующее имущество: иконы Воскресения Христова, Рождества Богородицы, Спасителя в терновом венце, Казанской Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и пр., а также лампады, Евангелия, священные сосуды, ковчеги, дарохранительницы, кадила и т.д. [33].

В «Отчёте Губернского музея за 1925 год» мы читаем: «5. В отчётном году ликвидированы 2 церкви: Александро-Невская, бывшая военная и Киновийская». Далее шло объяснение, что первая церковь построена в конце XIX или начале XX-го века (речь шла о военной церкви), вторая этим зданием в 1866 году. По мнению специалистов, ни художественной, ни исторической ценности они не представляли. Подписали отчёт зав. Губмузеем Рыков и научный сотрудник по охране памятников Ал. Леонтьев [34].

На следующий год окончательно решилась судьба храма. 21-го апреля 1926 года Президиум губернского Исполнительного Комитета по докладу начальника орготдела тов. Зирина, постановил (протокол № 17): «Имея в виду, что коллектив верующих Киновийской церкви распался, что в данной церкви богослужения не проводятся в течение более 8 месяцев, здание разрушается и есть в районе ещё 2 других церкви <…> договор расторгнуть и церковь ликвидировать с передачей под культурные нужды» [35].

Верующие начали хлопотать о том, чтобы договор не расторгали и здание им вернули. Их ходатайство, на трёх листах за 117-ю подписями верующих, датируется 14-м августа 1926 года [36], но дело уже нельзя было повернуть назад, и 5-го октября 1926 года Комиссия по ликвидации Киновийской церкви совместно с представителем коллектива верующих гр. Пименовым А.А. составили Акт о ликвидации, в котором, в частности, было указано что: «Комиссия по ликвидации Киновийской церкви г. Саратова в составе … и представитель Коллектива верующих гр. Пименов А.А., сдали, а член Комиссии, представитель Губмузея т. Леонтьев А.В. принял для передачи в Саратовский Областной Государственный музей три следующих предмета:
1) Евангелие малое в ¼ листа в малиновом переплёте, в серебряном окладе 1823 г. – 1 шт.;
2) Сундук сосновый – 1 шт.;
3) Футляр большой – 1 шт. (13 стёкол целые, 5 отсутствуют и 2 разбиты)» [37].

Такое небольшое количество переданных предметов не могло остаться без внимания, и Председателю Губисполкома тов. Ерасову было направлено письмо за № 23/11-1 от 10.01.1927 года с изложением следующего: «При обследовании Киновийской церкви с целью выявления причин обнаружения там недостающей части культового имущества усматривается:
Ещё в марте с.г. (так в тексте, должно быть — прошлого года – В.И.Д.) … коллектив верующих распался, здание не охраняется…
Президиум своим постановлением от 21-го апреля санкционировал ликвидацию церкви. Её закрыли и ключи хранились у служителей культа гр. Сиротина и Пименова.
Здание не охранялось  и Адмотдел смог произвести ликвидацию указанной церкви лишь 15.10.1926 г. (т.к. был 2-х недельный срок на обжалование и две группы верующих просили передать им здание и решили  воздержаться от ликвидации. Просьбу верующих отклонили и после 2-х недель приступили к ликвидации. Она осуществлена 21-го октября.
Пропало только имущество, большой ценности не имеющее, так что никаких хищений не было, т.к. некоторые культовые вещи отдали в пользование других коллективов» [38].

Храм был окончательно закрыт.
Двухэтажное нежилое здание общей площадью 623 квадратных метра в советское время было связано со спортом. В алтарной части была прорублена дверь на улицу Октябрьскую. Долгие годы в здании находился спорткомплекс «Россия», в конце 1980-х годов его правопреемником стала Саратовская областная ассоциация студенческого спорта «Буревестник». В 1990-е годы студентов выкинули на улицу, а ассоциация была в традициях того времени переделана в ООО.

Бывший храм в 1993 году был приватизирован.

В настоящее время здание храма находится в собственности  Саратовской епархии.

__________________

[1] Саратовский край. Исторические  очерки, воспоминания, материалы. Саратов. Выпуск первый. 1893 год. С. 43, 78; Труды Саратовской  Ученой Архивной Комиссии. Т. III. Вып. I. Саратов, 1890. С. 234.

[2] Там же

[3] Справочная книга Саратовской епархии на 1912 год. Саратов. 1912. С. 461.

[4] Соколов В.П. Саратовский Троицкий (Старый) собор. Саратов. 1904. С. 15.

[5] Гусев С. и Хованский А. Саратовец. Указатель и путеводитель по Саратову, год первый». 1881. С. 5.

[6] ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 589.

[7] РГВИА. Ф. ВУА. Д. 21580. Л. 1.

[8] Прибавление к Саратовским Губернским Ведомостям. Суббота. 13 Ноября 1843 года. С. 303.

[9] РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 5135. 1842 год.

[10] Саратовские Губернские ведомости. 1881 год. № 203.

[11] Духовников Ф. «К истории топографии Саратова» // «Саратовский край. Исторические  очерки, воспоминания, материалы». Саратов. Выпуск первый. 1893. С. 144.

[12] Саратовские Епархиальные Ведомости. № 10 от 15.05.1891 года. С. 478.

[13] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 1947. Л. 35–36.

[14] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8665. Л. 1.

[15] Максимов Е.К., Сафронов Ю.А. Старый Саратов на фотографиях и открытках. Саратов. ООО ПКИ. 2004. С. 13.

[16] Рукописный план города Саратова краеведа А.Н.Минха, датированный им 1853-м годом, хранится ныне в Саратовском областном краеведческом музее (СОМК).

[17] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8713. Л. 3, 4, 7 об.

[18] ГАСО. Ф. Р-184. Оп. 1. Д. 1. Л. 22-23.

[19] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 2928. Л. 42.

[20] ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3919.

[21] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8713. Л. 2-4, 7 об., 10-12, 59-66.

[22] Саратовский  листок. № 1 за 1866 год.

[23] Саратовский  листок. № 23 за 1866 год.

[24] Саратовские Епархиальные Ведомости. № 4 за 1866 год. С. 1368.

[25] Саратовский листок. № 158 от 27.07.1888 года.

[26] Грудистов М. «Альбом Его Превосходительству Михаилу Николаевичу Галкину-Враскому» Саратов. 1878. С. 37-38; Донецкий Б.Н., Максимов Е.К. Архитекторы Саратова. Саратов. Бенефит. 2005. С. 23.

[27] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 3875. Л. 6.

[28] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 3875. Л. 25 об.

[29] ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 4005. Л. 3 об.

[30] Саратовские Епархиальные Ведомости. № 5 от 1.03.1903 года. С. 109-110.

[31] Саратовские Епархиальные Ведомости. № 16 от 15.08.1903 года. С. 783.

[32] Саратовские Епархиальные Ведомости. № 17 от 1.09.1903 года. С. 832.

[33] ГАСО. Ф. Р-184. Оп. 1. Д. 1. Л. 22-22 об.

[34] ГАСО. Ф. Р-1103. Оп. 1. Д. 6. Л. 47-49; Ф. Р-521. Оп. 1. Д. 1871. Л. 118 об.-119.

[35] ГАСО. Ф. Р-521. Оп. 1 Д. 1871 . Л. 118 об.-119; Оп. 3. Д. 87. Л. 49.

[36] ГАСО. Ф. Р-521. Оп. 4. Д. 128. Л. 85-95.

[37] ГАСО. Ф. Р-1103. Оп. 1. Д. 9. Л. 2.

[38] ГАСО. Ф. Р-521. Оп. 4. Д. 181. Л. 1.

Источник: Давыдов В.И. Историко-культурное и библиографическое исследование объекта культурного наследия: «Здание бывшей Киновии или церкви во имя Страстей Господних» по адресу: г. Саратов, ул. Октябрьская, 41.